Нельзя переписать историю, которая написана кровью, нельзя предавать память Великой Победы, вымощенной двадцатью семью миллионами жизней наших соотечественников! Мы обязаны помнить и гордиться великим подвигом, который совершил Советский Солдат, что ценой своей жизни даровал жизнь нам! Мы должны бережно хранить память обо всех, кто был причастен к этому событию. И сегодня мы делимся с Вами воспоминаниями о тех героях, которые живут в сердцах наших сотрудников, волонтеров, подопечных…
Данилина Юлия, координатор благотворительных проектов фонда
Свои истории о том, тяжелом военном времени есть почти в каждой семье. И в моей тоже. Мне их рассказывали в детстве, далеком-далеком… Обрывками образы встают в голове, туманные, неясные… Быть может, оттого что к моменту моего рождения никого из них не стало. Да и память детская уж очень избирательна. Это сейчас я бы, как губка, впитала каждое слово, каждую паузу, каждую складку меж бровей… лишь бы сохранить, впечатать в память каждую деталь. Ведь так стыдно – не помнить, не знать. И все же, мне есть что рассказать.
Как дед фамилию потерял
В 43-м мой дед, Карамян Олег Анатольевич (по рождению – Зуев), в 12 лет сбежал на фронт из дома вскоре после того, как ушел на фронт его отец. По счастью, попал в музыкальный взвод, где упрямого мальчишку, без документов, не желающего возвращаться домой, приютили солдаты и даже обучили игре на двух инструментах. Однажды он тайком пробрался в самолет, не зная, что уже через несколько минут объявят боевой вылет. Когда пилот его увидел, высаживать было поздно, да и нельзя – мальчишку солдаты прятали от командования, не положено было. Вылет состоялся, самолет подвергся атаке, оба – и пилот, и мой дед – были ранены, но все же смогли вернуться к своим…
Деда вылечили, а потом сразу отправили назад, за линию фронта, но в пути он опять сбежал и прибился уже к другой части, с которой и прошел до победного… После войны, вернувшись, дед узнал, что дом с документами сгорел от попавшей «фугаски» и что он теперь не Зуев, а Карамян… Второго мужа своей матери он даже не знал и ни разу не видел – того сразу после свадьбы призвали на службу, и больше он не вернулся. Зато фамилия осталась. Я в девичестве – Карамян.
Про генерала без бороды и беззаботную юность
А еще я верю, что где-то в Бессмертном полку хотя бы раз какой-нибудь чернобровый мальчишка нес портрет своего прапрадеда – Героя Советского Союза Казбека Дрисовича Карсанова. Портрет, с которого смотрит настоящий бравый генерал, с роскошными усами и бородой. Бороду я, правда, никогда не видела – всегда помню Казбека Дрисовича чисто выбритым. Его военные товарищи рассказывали, что их командир тогда дал зарок: «Если победим фашистского зверя, то сбрею бороду и никогда не буду ее носить». Зарок он исполнил, еще в мае 45-го, и держал свое обещание до последнего дня.
Я хорошо помню тот, последний день его жизни – 27 марта 1997 года.
Год был выпускной, а юность – беззаботной, и между уроками и подготовительными курсами в вузе я, конечно, бегала на свидания. Впереди было так много – вся жизнь! И все это казалось самым важным, самым значимым… На работу в школьном музее 7-й гвардейской Ковенской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова II степени минометной дивизии времени уже не оставалось, поэтому еще в начале года шефство над музеем было передано ребятам помладше. И экскурсии, и трогательные чаепития с ветеранами дивизии – все это проходило уже без нас, выпускниц…
И вдруг вечерние новости по ТВ. Я вижу портрет – тот самый, в каракулевой папахе и с бородой… С генералом Карсановым прощались. Говорили о его внушительном послужном списке – Героя Советского Союза он получил еще в 1940-м году, о подвигах дивизии, которую он возглавлял с момента ее формирования в 43-м и до самой Победы. Дивизия прошла до самого Кенигсберга. «Мама, мама, — кричу я, — наш командир сегодня умер, помнишь, я тебе про него рассказывала!» Мама, конечно, помнила, а я еще долго сидела перед экраном, перебирала в памяти лица и думала – сколько их осталось, наших ветеранов, ведь прошел почти год с момента последней встречи…
На фото: Карсанов Казбек Дрисович в послевоенное время, уже без бороды
Сейчас мучительно понимаешь – мы так мало были с ними, с этими стоическими людьми, так мало они успели нам рассказать за те короткие и редкие встречи, которых наши ветераны всегда ждали с нетерпением и после которых долго не хотели расходиться, а мы все куда-то торопились, скорее мчались мыть чашки… Мы, дети мирного времени, как-то не до конца, не полностью осознавали, что каждый из них – герой, нет – Герой с большой буквы, и что мы перед ними – в неоплатном долгу. Но мы можем хотя бы сохранить правдивую память…
Когда-то у меня была небольшая памятка – набранная на простой печатной машинке «повесть» о доблестном пути 7-й минометной. Вот бы найти и почитать ее дочке.
Совпадение или знак?
Ровно через 5 лет после смерти Казбека Дрисовича Карсанова, 27 марта 2002 года, был создан Благотворительный фонд «Центр помощи беспризорным детям» Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, который в 2019 году был переименован в Благотворительный фонд «Фонд помощи детям имени Примакова Е.М.». Конечно, тогда я еще только-только заканчивала пятый курс и никак не могла знать, что однажды приду работать в организацию, которая родилась в такую памятную для меня дату. Символично, не правда ли?
Про пользу черного гриба и добросердечие
Вот что рассказывала нашему волонтеру Александре Катасоновой бабушка о своем отце, Александрове Петре Васильевиче: «Когда твой прадед ушел на войну, мать осталась с нами одна. В семье было 5 детей. Жили мы впроголодь. Когда хотелось есть, ели крапиву. При возможности – продавали молоко, которое давала наша корова. На деньги, которые мы зарабатывали, покупали продукты и отдавали их Советской армии. Поскольку детей в семье было много, нас отправили в детский дом, но мы оттуда сбежали.
Твой прадед прошел две войны – Гражданскую и Великую Отечественную. На фронт ушел в 1941 году добровольцем. Он командовал ротой, получил ранение в ногу, когда бежал из плена. Рана долго не заживала, лечение в госпитале не помогало. Один товарищ посоветовал ему залечить рану черным грибом, он так и сделал. Сразу пошел на поправку. Прадед был награжден медалями за боевые заслуги, за Победу».
Саша много говорила и о бабушке, которую война застала совсем молодой, про тяжелые послевоенные годы – их она вспоминала так: «В 15 лет пошла на комбинат, одновременно училась в медицинском училище… Заработная плата была всегда разная: то ткань, то одеяло, но мы никогда не жаловались. Жизнь была хоть и трудная, но веселая…»
Совсем юной, Александра слушала бабушкины рассказы и не переставала удивляться, как могли советские люди столько перенести и при этом остаться добрыми и жизнерадостными.
Нам продолжают присылать свои истории, и все эти дни мы обязательно будем дополнять наш Бессмертный полк… Ведь память – священна.
ГОРЕЛОВ Алексей Егорович. Служил в 139 гвардейском истребительном авиационном полку. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
САВЕЛЬЕВ Михаил Петрович. Служил на Западно-Украинском фронте, имел боевые награды за отвагу, был ранен, вернулся с войны в день Победы.
МАТВЕЕВ Пётр Васильевич. Призвали в 1942 году. Воевал в стрелковой роте, был ранен.
СМИРНОВ Павел Иванович. Служил: 4 осбр 369-го стрелкового полка 212-й стрелковой дивизии, 137 истр. б-н 170-го гвардейского стрелкового полка 57-й гвардейской стрелковой дивизии.
29 апреля 1945 рода на северных подступах к городу Берлин товарищ Смирнов со своей ротой проник глубоко в тыл сильно сопротивлявшемуся противнику. Он лично первым переплыл реку Хавель и в ночное время скрытно переправил также всю свою роту. Быстрыми и решительными действиями он дезорганизовал противника и вынудил его бежать в беспорядке, причинив противнику большие потери в живой силе и технике, чем содействовал успешному продвижению всей дивизии вперед на соединение с войсками союзников на реке Эльба.
За презрение к смерти, мужество и обеспечение большого успеха всей дивизии присвоено звание Героя Советского Союза.
КУЗЬМИЧЕВ Николай Матвеевич. В 1944 году в возрасте 17 лет пошел на флот. Моторист, ходил на тральщике в Балтийском море (город Лиепая, 1944 – 1945). Награжден 4 медалями.
ВЕЛЬМЯКИН Пётр Фёдорович. С 1928 по 1932 годы – учащийся Стародракинской начальной школы, Мордовия. Призван на службу в 41-м, воевал командиром отделения на Западном фронте под Смоленском. В январе 1943 года демобилизован по ранению.
Награжден орденами Славы III степени, Трудового Красного Знамени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Депутат Верховного Совета Мордовской АССР 2-го (1947 – 1950) и 3-го (1951 – 1955) созывов.
СОЛОМАТИН Фёдор Филиппович. Командир отделения 44-го отдельного саперного батальона (51-я стрелковая дивизия, 4-я ударная армия, 1-й Прибалтийский фронт). Прошел всю войну. Награждён орденом Отечественной войны I степени, Полный кавалер ордена Славы.
Первый свой орден Славы получил за успешную установку в марте 1944 года противотанковых мин для прикрытия стыка между двумя батальонами – во время контратаки на них подорвались три вражеских танка.
Второй и третий ордена заработал при выполнении двух боевых задач в апреле и июне того же года – за исключительное мужество, отвагу и бесстрашие, проявленные в боях с вражескими захватчиками: невзирая на пулеметный огонь противника, сержант Соломатин успел разминировать десятки мин и проделать проходы для своих боевых товарищей.
В январе 45-го был ранен в обе руки, из госпиталя вернулся на фронт к Берлинской операции. Продолжал работу сапера по разминированию тысяч мин на полях Смоленщины до осени 45-го.
ПАШИН Константин Иванович. До начала войны служил в конных войсках у генерала Доватора. Во время ВОВ экстерном закончил военное танковое училище. Был послан на Ленинградский фронт. После прорыва Ленинградской блокады воевал на 2-м Украинском фронте. Воевал на Украине, прошёл всю Европу. Закончил войну в Германии. Имеет два ордена Красной Звезды, медаль «За отвагу». После войны служил 5 лет в Германии на урановых разработках.
КИТКИН Михаил Иванович. Был призван 12 мая 1942 года. Командир взвода 3 отдельного стрелкового батальона, 19 стрелковая бригада, 4 отдельный стрелковый батальон, 16 армия. 5 марта 43-го погиб и захоронен в братской могиле на Кубани.
ГАДИЕВ Назир Махмудович. Служил в 173 стрелковом полку 90 стрелковой дивизии в Прибалтике, в 1941 году пропал без вести.
ШАКИРОВ Валиулла Шакирович. Похоронен в Калининской области, д. Высокое.
ШАКИРОВ Валит Шакирович. Пропал без вести в 1943 году.
Продолжение следует…